Итак, продолжаю свои повествования о своих путешествиях…
Египет — интересная страна… Но я расскажу об экскурсии в Луксор, на которую мы ездили. Мне безумно понравилось, поскольку увидели много всего интересного и красивого.
Первая остановка — Долина царей и Долина цариц
В знаменитой Долине царей в Луксоре 64 гробницы, почти все — царские. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и это не уберегло гробницы от разорения. Все гробницы построены по схожему плану: наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного.
Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницыТутмоса III (#34), Аменхотепа II (# 35), Тутанхамона (# 62), Хоремхеба (# 57),Рамсеса I (# 16), Сети I (# 17), Меренптаха (# 8), Рамсеса III (No 11), Рамсеса VI(# 9) и Рамсеса IX (# 6).
К сожалению, все гробницы оказались разграбленными еще в древности, и лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Гробница была настолько переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами, что исторически незначительный фараон, умерший в девятнадцатилетнем возрасте, стал сегодня чуть ли не самой значительной фигурой Древнего Египта. Как лаконично высказался Картер: "Единственным событием его жизни были смерть и погребение".
Тутанхамон, наследник "фараона-еретика" Эхнатона, вновь заменил культ Атона культом Амона. Может быть, именно поэтому его гробница отличается столь богатым убранством.
По каменному коридору лестница ведет в переднюю камеру гробницы. В расположенной за ней погребальной камере хранились четыре установленных друг в друга позолоченных деревянных сундука, а внутри их — каменный саркофаг с тремя саркофагами в форме мумий, из которых центральный был выполнен из литого золота и содержал собственно мумию фараона. Мумия все еще хранится здесь, за стеклянной витриной, но теперь уже в деревянном, хотя и богато украшенном саркофаге, помещенном в саркофаг из кварцита. Другие саркофаги выставлены в Египетском музее. На фресках погребальной камеры изображен ритуал захоронения фараона и требовавшиеся согласно ритуалу "отверзания уст" мумии наследником Тутанхомона Эйе.
В Долине цариц хоронили не только цариц, но и рано умерших египетских принцев. Пока в этом некрополе археологам удалось найти свыше 70 гробниц. Гробницы внешним обликом напоминают усыпальницы в Долине царей, разве что они немного меньше по размерам.
Наибольший интерес вызывает расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены фараона Рамсеса II. После реставрации, законченной в 1995 г., она вновь открыта для посещения. Но доступ в нее ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и всего на 10 минут. За день ее успевают осмотреть всего 150 человек. Они могут восхищаться стенными росписями, иллюстрирующими "Книгу мертвых", и наблюдать прекрасную царицу в обществе Осириса или за игрой, похожей на шахматы. Погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба.
Дальше мы поехали к Колоссам Мемнона
Колоссы Мемнона — две гигантские статуи находятся в фиванском некрополе рядом с современным Луксором. Эти каменные фигуры изображают сидящего фараона Аменхотепа III (1390-1352 гг. до н.э.). Античные историки окрестили монументы Колоссами Мемнона – по имени сына богини Авроры, погибшего от руки Ахилла во время троянской войны. Статуи Колоссы Мемнона выполнены из монолитных блоков красного кварцита и имеют высоту 21,5 метра. Архитектор фараона — Аменхотеп сын Хапу – от большой любви к царю приказал рабочим изготовить эти Колоссы, которые охраняли вход в ныне не существующий храм фараона Аменхотепа III. Причиной гибели храма явились частые разливы Нила.
Около 27 г. до н.э. во время землетрясения отвалилась верхняя часть правого Колосса. После этого при каждом восходе солнца от оставшегося монолита исходил звук – жалобный стон. Древние тут же решили, что это Мемнон жалуется своей матери Авроре на боль. Послушать эти звуки приезжали путешественники со всех уголков античного мира. После реставрации статуи при Септиме Севере в 199 г. н.э. звуки прекратились. При крещении Египта лица и фасады статуй обезобразили фанатики.
Третьей остановкой был Храм царицы Хатшепсут.
В Луксоре находится самый необычный памятник древнеегипетской архитектуры — поминальный храм царицы Хатшепсут. Он был возведен в середине второго тысячелетия до нашей эры рядом с поминальным храмом фараона Ментухотепа I, основателя династии, к которой принадлежала Хатшепсут. Сама царица назвала свой храм Джесер джесеру, что означает "священнейший из священных".
Храм Хатшепсут расположен у подножья скал, образующих своеобразный амфитеатр. Величественное здание с колоннадами сооружено на трех огромных террасах, соединенных между собой пандусами — широкими наклонными дорогами, разбивающими весь комплекс на две части. В древности на террасах был высажен обширный сад, а дорогу к храму охраняли ряды сфинксов.
Стены храма покрыты древнеегипетскими письменами и рельефами. Один из главных сюжетов — мифическая история рождения Хатшепсут. На камне высечены сцены, описывающие, как бог Амон явился в покои матери Хатшепсут, приняв облик фараона Тутмоса I. Очевидно, рассказывая о своем божественном происхождении, царица стремилась утвердиться на троне. С той же целью ее скульптурные изображения в храме наделены мужскими чертами. Хатшепсут предстает в мужском облачении и с царской подвесной бородой — непременным атрибутом статуй египетских фараонов.
Еще один сюжет на стенах храма повествует о торговой экспедиции в Пунт — загадочную страну, куда египтяне отправились за миррой, ладаном, благоухающими смолами, слоновой костью, черным деревом, золотом и специями. По наиболее распространенной версии, Пунт находился на самом южном побережье Красного моря, близ границы современных Эфиопии и Сомали. На рельефах изображены невиданные в Египте деревья и животные, а также правители Пунта вместе со своими подданными. Изображения и надписи свидетельствуют, что царь и царица Пунта немедленно признали власть египетской владычицы и поднесли ей драгоценные дары.
После смерти Хатшепсут многие ее творения были уничтожены. Фараон Тутмос III приказал повсюду стереть имя и изображения царицы, чтобы предать ее забвению. Многие рельефы и надписи на стенах храма были навсегда потеряны, однако сам "священнейший из священных" уцелел. В период раннего христианства в храме устроили коптскую церковь, а в средние века он почти превратился в развалины. Позднее реставраторам удалось во многом восстановить его первоначальный облик.
После Храма мы поехали кататься на кораблике по реке Нил — крокодилов не видели….
После кораблика, плотненько и вкусненько пообедав мы отправились в Карнакский и Луксорский храм.
Сегодняшний Луксор — это самый большой в мире музей под открытым небом. Здесь, в "городе живых", находятся два грандиозных храма — Луксорский и Карнакский. Оба храма когда-то были соединены большой аллеей, вдоль которой находились Сфинксы, но сейчас они отделены современными постройками центральной части города Луксора.
Луксорский храм, посвященный, как и комплекс в Карнаке, Амону-Ра, Мут и Хонсу и поныне потрясает путешественника неповторимым изяществом своих колоннад и грандиозностью царских колоссов. В 16 в. до н.э. царица Хатшепсут и ее преемник Тутмос III воздвигли здесь небольшое святилище, которое посещали священные ладьи со статуями фиванских божеств во время грандиозного праздника Опет. Спустя двести лет при фараоне Аменхотепе III скромное святилище было расширено под руководством великого архитектора Аменхотепа сына Хапу. Отныне в храм проходили через великолепный вестибюль с тридцатью двумя колоннами в форме связок папируса, соединявшийся с большим открытым двором, обнесенный портиками, колонны которых также имитировали пучки священного тростника, геральдического растения Нижнего Египта. В глубине вестибюля находился вход в святилище храма, в которое по традиции проникали через несколько небольших культовых помещений. К северной части двора примыкала грандиозная процессионная колоннада. Ее четырнадцать окаменевших «стеблей» папируса, увенчанные распустившимися цветами — капителями возносятся на высоту 20 метров и словно вонзаются в иссиня-лазуритовое небо. На сохранившихся лишь на треть стенах колоннады сохранились замечательные рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона Опет: центральное место здесь занимают священные ладьи богов, которые сопровождают жрецы и музыканты, веселящийся народ, процессии священных животных, и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет Ресет Амон — «Южный гарем Амона».
В царствование Рамсеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим двором, окруженный 74 колоннами, между которыми стояли грандиозные статуи фараона. Одна из них, изображающая Рамсеса сидящим на престоле в древности называлась «Солнце властителей стран иноземных»; у ноги владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура царицы Нефертари, любимой супруги царя.
Перед пилоном были поставлены шесть колоссов Рамсеса II, удачное расположение которых показывает большое внимание зодчего к декорировке фасада: две средние статуи были выполнены из черного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные — по две у каждого края пилона — были выполнены из розового гранита и изображали Рамсеса стоящим. Композицию завершали два огромных обелиска, один из которых был вывезен из Египта в XIX веке и находится на площади Согласия в Париже. Строительными работами в Луксоре руководил зодчий Бакенхонсу: «… Говорит он (Бакенхонсу): «Я выполнил работы прекрасные в доме Амона, так как был начальником работ моего господина… Я воздвиг там обелиски из гранита, красота которых достигает небес… Стена храма была построена из камня как нигде в Фивах, был он снабжен водой, наполнены деревьями сады его. Я сделал великие двойные двери из электрума… Я установил в священном дворе перед этим храмом флагштоки великолепные…»
Среди коридоров и залов Луксорского храма, богато отделанных рельефами, кое-где еще сохранившими первоначальную раскраску, особенный интерес вызывает маммизи — помещение, на стенах которого запечатлена легенда о рождении фараонов от божественного брака земных цариц и «владыки небес» Амона-Ра. Как гласит легенда, Амон-Ра решил избрать себе в жены самую красивую женщину на земле. Сама богиня любви Хатхор, отправившись на землю и увидев всех красавиц, избрала для царя богов прекрасную Мутемуйу, женщину, которая оказалась египетской царицей, супругой фараона Тутмоса IV. Амон явился к царице, приняв облик ее мужа, и лишь по аромату ладана и мирры, исходившему от божества, царица догадалась, кто перед ней. Под охраной богинь Нейт и Селкет, Амон и царица провели на небесном ложе ночь любви, во время которой было зачато дитя — будущий фараон Аменхотеп III. Тем временем бог Хнум создал на гончарном круге ребенка и его «жизненную силу» Ка, а благая Хатхор вложила в них дыхание жизни. Ибисоголовый бог Тот явился царице и сообщил ей благую весть: в ее чреве — сын бога. Прошел положенный срок, и Хатхор с Хнумом привели Мутемуйу в зал рождений. Здесь, на огромном ложе установлены кирпичи для родов. Богиня родов Месхенет, которую символизируют эти кирпичи, трансформируется в четырех великих богинь, выполняющих роли повитух и кормилиц: Нут — Великую, Тефнут — Старшую, Исиду — Прекрасную и Нефтиду — Превосходную. Рядом установлен престол, на котором сидит царица, только что передавшая в заботливые руки богинь новорожденное дитя и его Ка. Под ложем стоят на страже боги-охранители материнства Бес и Таурт, духи Верхнего и Нижнего Египта, божества миллионов лет жизни и царствования. Под звуки систров Семь Хатхор, богини судьбы, предвещают младенцу многие годы жизни в счастье и благополучии.
Хатхор и Мут подносят маленького Аменхотепа его небесному отцу и бог Амон целует его, взяв на руки и объявляя «сыном своим от плоти своей». Ребенка передают богиням-кормилицам; в то время как Селкет ухаживает за утомленной царицей Мутемуйей, великие коровы Сехатхор и Хесат кормят божественного младенца своим священным молоком, которое даже царь имеет право испить только три раза: при рождении, во время коронации и после смерти, обретая жизнь, царственность и возрождение. По личному приказу Амона Сешат, богиня письма и счета, в присутствии Хнума и бога магии Хека записывает каламом имя нового сына бога в храмовые свитки жизни.
От могучего пилона храма аллея сфинксов в древности вела к Карнаку. Эта аллея вскоре разделялась на две; правая из них сворачивала к храму Мут, а левая доходила до храма Хонсу. Таким образом, Луксор оказывался включенным в комплекс святилищ Карнака, которые благодаря связывающим их аллеям каменных стражей производят и сейчас небывалое впечатление единого гигантского архитектурного ансамбля, «города бога», которым когда-то были Фивы.
Несмотря на то, что в наши дни Луксорский храм со всех сторон «зажат» современным городом с его оживленными улицами, магазинчиками, гостиницами, святилище древних богов вновь и вновь потрясает воображение не только совершенством пропорций и грандиозностью, но и внутренней гармонией, незыблемостью и каким-то неземным спокойствием. Колоссальные колонны, величественные фигуры царей, уста которых замерли в загадочной полуулыбке, таинственные иероглифы, высеченные в камне… Воображение населяет эти волнующие руины образами давно минувших веков и тысячелетий, которые, кажется, обретают новую жизнь каждый вечер с закатом солнца, когда с необычайным искусством подсвеченный храм, словно мираж возвышается над берегом Нила.
To be continued…